|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТРОИТЕЛЬНОЙ, АРХИТЕКТУРНОЙ И ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКЕ ПРИКАЗ от 26 марта 1999 г. N 74 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ СЛУЖБЫ ЗАКАЗЧИКА (ОРГАНИЗАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ЖИЛИЩНЫМ ФОНДОМ)" С целью укрепления
и расширения нормативно - методической базы реформирования жилищно -
коммунального хозяйства в соответствии с Концепцией реформы ЖКХ в Российской
Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля
1997 г. N 425, приказываю: 5. Утвердить
разработанные по поручению Госстроя России Государственным унитарным
предприятием "Государственный научно - технический центр нормирования и
информационных систем в жилищно - коммунальном хозяйстве" ("Центр
нормирования и информационных систем") совместно с Фондом "Институт
экономики города" "Рекомендации по определению численности работников
службы заказчика (организации по управлению жилищным фондом)". 6. Рекомендовать
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного
самоуправления указанные нормативы для разработки региональных методических
документов. 7. Считать
утратившим силу раздел 1 "Нормативы численности руководителей,
специалистов, служащих и рабочих жилищного хозяйства" сборника
"Рекомендаций по нормированию и оплате труда работников жилищного,
водопроводно - канализационного и энергетического хозяйств", утвержденных
Приказом Комитета Российской Федерации по муниципальному хозяйству от 15.03.93
N 50. 8. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на
заместителя председателя Госстроя России Чернышова Л.Н. Председатель Е.В.БАСИН ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ СЛУЖБЫ ЗАКАЗЧИКА ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ (ОРГАНИЗАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ЖИЛИЩНЫМ ФОНДОМ) Нормативы
численности работников Службы заказчика жилищно - коммунальных услуг
(организации по управлению жилищным фондом или управляющей компании)
разработаны совместно Центром нормирования и информационных систем в жилищно -
коммунальном хозяйстве (ЦНИС) и Фондом "Институт экономики города". Настоящий сборник
рекомендован для практического применения (письмо Государственного комитета
Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 04.12.98
N ЛЧ-01-252/29). Предложения
и замечания по сборнику просьба направлять по адресу: 101000, г. Москва, ул.
Мясницкая, д. 13, стр. 3, ЦНИС; 129010, г. Москва, пр-т Мира, д. 36, Фонд
"Институт экономики города". 1. Общие
положения 1.1. Об управлении
муниципальным жилищным фондом 1.1.1. Служба
заказчика жилищно - коммунальных услуг <*> является самостоятельной
организацией, управляющей муниципальным жилищным фондом. Служба заказчика может
создаваться в форме муниципального предприятия или муниципального учреждения.
Формирование Службы заказчика осуществляется в процессе разделения функций
между заказчиком жилищно - коммунальных услуг для муниципального жилищного
фонда и подрядными организациями, осуществляющими предоставление этих услуг.
Создание Службы заказчика сопровождается ликвидацией всех других структур,
осуществляющих управленческие функции по отношению к муниципальному жилищному
фонду, в том числе управленческого аппарата жилищных трестов, жилищно -
коммунальных объединений и т.п., и выделением из их состава самостоятельных
муниципальных предприятий, осуществляющих подрядные работы. -------------------------------- <*> Далее -
"Служба заказчика". 1.1.2. Служба
заказчика не должна выступать монополистом на предоставление услуг по
управлению муниципальным жилищным фондом. К осуществлению этих функций на
конкурсной основе могут привлекаться организации по управлению жилищным фондом
или управляющие компании любой организационно - правовой формы, способные
предоставлять качественные управленческие услуги. При отборе управляющей
компании на конкурсной основе численность и структура работников данной
компании не должна предписываться условиями конкурса. В рамках муниципального
образования может быть создано несколько Служб заказчика. 1.1.3. Создание
Службы заказчика и связанные с этим преобразования системы управления ЖКХ
(выделение из состава жилищных трестов самостоятельных муниципальных
предприятий по обслуживанию жилья, переход на договорные отношения и т.п.)
должны приводить к более рациональному использованию ресурсов и экономии
средств на управление и обслуживание муниципального жилищного фонда. Если в
результате проводимых преобразований расходы растут и
не удается достичь финансовой экономии, необходимо еще раз проанализировать
систему управления жилищно - коммунальным хозяйством муниципального образования
на предмет: - выявления и
ликвидации дублирования управленческих функций различными структурами в системе
управления ЖКХ; - оценки
численности административно - управленческого персонала и общей штатной
численности персонала муниципальных предприятий жилищно - коммунального
хозяйства на предмет их соответствия реальным финансовым возможностям муниципального
образования; - соответствия
включенного в договоры объема и структуры предоставления жилищно - коммунальных
услуг финансовым возможностям муниципального образования и реальности контроля за предоставлением этих услуг; - действенности
санкций за неполное и некачественное предоставление жилищно - коммунальных
услуг; - использования
возможностей снижения затрат и более рационального использования средств за
счет организации обслуживания и управления жилищным фондом на конкурсной
основе. 1.2. О нормировании
деятельности по управлению муниципальным жилищным фондом 1.2.1. Нормативы
численности работников Службы заказчика жилищно - коммунальных услуг
(организации по управлению жилищным фондом или управляющей компании)
разработаны с учетом ее эффективной работы и рекомендованы для нормирования
труда работников этих организаций. 1.2.2. Приведенные
в сборнике нормативы численности определены с учетом разделения на
муниципальном уровне функций между собственниками жилищного фонда (или
организациями, уполномоченными выступать от лица собственника), управляющими
компаниями и подрядными организациями. 1.2.3. Сборник
позволяет определить численность руководителей, специалистов и служащих,
затраты, связанные с деятельностью Службы заказчика, как составной части жилищно
- коммунальных услуг, установить организационную структуру Службы заказчика,
произвести рациональную расстановку кадров. 1.2.4. В основу
разработки нормативов численности положены технико -
экономические показатели и характеристики, отчетные данные и действующие
структурные схемы Служб заказчика, другие нормативно - методические материалы. 1.2.5. Нормативы
численности работников Службы заказчика установлены по следующим основным
блокам функций управления жилищным фондом с учетом положений Концепции реформы
жилищно - коммунального хозяйства в Российской Федерации: а) руководство
Службы заказчика; б) технический
контроль и планирование; в) финансово -
экономическая деятельность; г) договорно -
правовая деятельность. С учетом указанных
функций в Приложении к сборнику приведена примерная организационная структура
Службы заказчика. 1.2.6. Норматив
численности в целом по Службе заказчика определяется путем суммирования
нормативов по функциям. 1.2.7. В качестве
основного нормообразующего фактора выбрана общая площадь жилищного фонда,
находящегося в управлении Службы заказчика. Расчет производился в диапазоне
рекомендуемых значений общей площади от 900000 до 2700000 кв. м. Эта площадь
примерно соответствует численности населения от 50 до 150 тысяч человек. При превышении
предельного объема общей площади, установленного в сборнике, представляется
целесообразным формировать несколько Служб заказчика. При этом возникают
предпосылки для формирования конкурентной среды в сфере управления жилищным
фондом. При меньшем размере общей площади управляемого жилищного фонда (для
малых муниципальных образований) блоки функций могут совмещаться. 1.2.8. В настоящие
нормативы не включена численность: - работников,
занятых регистрацией граждан по месту пребывания и месту жительства (паспортной
работой); - работников,
занятых организацией и управлением процессом приватизации муниципального
жилищного фонда; - рабочих (уборщики
служебных помещений, водители легкового транспорта и т.д.), которая может быть определена по другим сборникам норм и нормативов затрат
труда. 1.2.9. Приведенные
в сборнике нормативы численности рекомендованы для условий перехода к рыночным
отношениям в сфере управления жилищным фондом. С учетом особенностей
региональной политики в жилищно - коммунальной сфере и развитием конкурентной
среды в системе управления жилищным фондом могут быть использованы нормативы,
разработанные на муниципальном уровне. 2.
Нормативная часть 2.1. Общее
руководство Службы заказчика Функции административного
и обслуживающего персонала Службы заказчика: - руководство
деятельностью Службы заказчика в соответствии с действующим законодательством и
Концепцией реформы жилищно - коммунального хозяйства в Российской Федерации и
согласно утвержденному уставу (положению) и договору с собственником; - организация и
ведение бухгалтерского учета в соответствии с едиными методологическими
основами бухгалтерского учета и отчетности на территории Российской Федерации
для организаций, являющихся юридическими лицами независимо от подчиненности и
форм собственности, включая организации, основная деятельность которых
финансируется за счет средств бюджета; - обеспечение
кадрами требуемой квалификации и специальности, организация учебно -
методической работы по необходимым видам и формам подготовки и повышению
квалификации работников Службы заказчика; - документальное
оформление управленческих решений, действий, связей; организация
документооборота; упорядочение и хранение исполненной документации; контроль
своевременного исполнения приказов, поручений и распоряжений; техническое
обслуживание работы руководителя Службы заказчика; - обеспечение
работников всем необходимым для их деятельности, прием, хранение и отпуск товарно - материальных ценностей; контроль за их использованием.
Хозяйственное обслуживание зданий и помещений в соответствии с правилами и
нормами производственной санитарии и пожарной безопасности. Примерный перечень
должностей: руководитель
Службы заказчика и его заместители; главный бухгалтер, зам. главного
бухгалтера, бухгалтер, кассир, инспектор по кадрам; секретарь - машинистка,
машинистка; заведующий хозяйством. Общая площадь
управляемого жилищного фонда (тыс. кв. м):
Нормативная
численность, чел.:
2.2. Технический
контроль и планирование 2.2.1. Формирование
заказа на работы по содержанию, обслуживанию и ремонту жилищного фонда и на
поставку коммунальных услуг: - анализ
сложившегося состояния находящегося в управлении жилищного фонда, уровня и
качества предоставляемых услуг и работ, подготовка предложений по повышению
качества обслуживания жилищного фонда; - участие в работе
по приемке в состав муниципальной собственности ведомственного жилищного фонда; - ведение
технической документации и банка данных по составу инженерного оборудования,
капитальности и другим техническим параметрам зданий, сооружений, инженерных
сетей; - разработка
требований по качеству содержания и ремонта жилищного фонда, планирование работ
по капитальному ремонту и модернизации жилищного фонда; - составление
перечня требуемых работ по обслуживанию и ремонту жилищного фонда; - разработка
рекомендаций по методам и техническим решениям устранения обнаруженных
дефектов; - организация и
проведение конкурсов между предприятиями различных форм собственности на
обслуживание и ремонт жилищного фонда. Выбор перечня домов, выставляемых на
конкурс, предоставление необходимой информации для потенциальных участников
конкурса, проведение предварительного собрания участников конкурса, осмотр
выставляемого на конкурс жилищного фонда с участниками конкурса, участие в
работе конкурсной комиссии; - подготовка
проектов договоров в их технической части по обслуживанию и ремонту жилищного
фонда; - работа с
ресурсоснабжающими предприятиями по подготовке проектов договоров в их
технической части между Службой заказчика и ресурсоснабжающими организациями.
Обеспечение согласованной технической политики с поставщиками коммунальных
услуг. Примерный перечень
должностей: руководитель
подразделения, инженер, экономист. Общая площадь
управляемого жилищного фонда (тыс. кв. м):
Нормативная
численность, чел.:
2.2.2. Контроль за техническим состоянием и использованием
жилищного фонда и предоставлением жилищно - коммунальных услуг: - обеспечение
технических условий эксплуатации и осуществление контроля за
правильной эксплуатацией и содержанием жилищного фонда подрядными
организациями; - контроль и
обеспечение работ по подготовке жилищного фонда к сезонным условиям
эксплуатации; - контроль качества
и объема выполненных работ и предоставленных услуг, приемка произведенных работ
и услуг согласно заключенным договорам. Актирование выполненных работ,
актирование фактов невыполнения договорных обязательств; - прием и
регистрация заявок, ведение учета ремонтных работ; составление перечня
требуемых работ по обслуживанию и ремонту жилищного фонда; - обеспечение
потребителей информацией о нормативных показателях качества жилищно -
коммунальных услуг, сроках их представления и размерах финансовых санкций за
нарушение нормативного уровня качества; - проверка
соблюдения потребителями жилищно - коммунальных услуг своих обязательств по
договорам найма, аренды, технического обслуживания и т.д.; - подготовка данных
для корректировки размера оплаты жилищно - коммунальных услуг в случае
отклонения их качества от нормативного уровня; - работа с
населением по ликвидации задолженности по оплате жилищно - коммунальных услуг.
Принятие мер по взысканию задолженности, в т.ч. подготовка и направление
уведомлений о необходимости погашения задолженности по оплате жилищно -
коммунальных услуг, выяснение причин возникновения задолженности, анализ
полученной информации и принятие решений по каждой конкретной семье. Примерный перечень
должностей: руководитель подразделения,
инженер, инспектор, техник. Общая площадь
управляемого жилищного фонда (тыс. кв. м):
Нормативная
численность, чел.:
2.2.3.
Диспетчерское обслуживание: - прием и
регистрация заявок, выяснение их причин и характера. Оперативное решение
вопросов о направлении бригад на места аварий. Ведение диспетчерского журнала и
другой технической документации; - осуществление
связи с работниками бригад, находящихся на линии для оперативного контроля за ходом ликвидации аварий и предупреждения
нарушений хода выполнения работ, а также причин, их вызвавших. Примерный перечень
должностей: оператор
диспетчерской службы. Норматив
численности - 5 человек. 2.3. Финансово -
экономическая деятельность 2.3.1. Финансовое
обеспечение заказа на работы по содержанию, обслуживанию и ремонту жилищного
фонда и на поставку коммунальных услуг: - осуществление
расчетов с подрядчиками за реализованную продукцию (услуги, работы) в
соответствии с актами оценки качества выполненных работ и поставленных услуг; - консолидация
финансовых средств для расчетов с подрядчиками за
выполненные работы и предоставленные услуги в соответствии с заключенными
договорами; - разработка
предложений по эффективному использованию нежилых помещений и земельных
участков в целях привлечения дополнительных финансовых ресурсов для улучшения
состояния жилищного фонда; - применение
штрафных санкций к подрядчикам, осуществляющим работы по обслуживанию и ремонту
жилищного фонда и поставке коммунальных услуг в соответствии с заключенными
договорами; - разработка
предложений по корректировке экономически обоснованных тарифов на обслуживание
и ремонт жилищного фонда, подготовка материалов по указанным тарифам для
утверждения органом местного самоуправления. Примерный перечень
должностей: руководитель
подразделения, экономист. Общая площадь
управляемого жилищного фонда (тыс. кв. м):
Нормативная
численность, чел.:
2.3.2. Оплата
жилищно - коммунальных услуг: - определение
размера платежей за жилищно - коммунальные услуги (ЖКУ) с учетом права на
льготы и предоставленных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг; - оформление счетов
- квитанций на оплату жилищно - коммунальных услуг; - проведение
перерасчета платежей за жилищно - коммунальные услуги: при изменении
тарифов на жилищно - коммунальные услуги; при временном
отсутствии потребителя по месту жительства; при отклонении
показателей качества ЖКУ от нормативного уровня; при введении
дополнительных льгот или их отмене; при изменении
размера субсидий; - рассмотрение
жалоб и заявлений граждан по вопросам, связанным с начислением платы за жилищно
- коммунальные услуги; - организация
расчетно - кассового обслуживания; - анализ информации
о поступлении денежных средств на лицевые счета плательщиков; - выявление
потребителей, имеющих задолженность по платежам за жилищно - коммунальные
услуги; - начисление пени в
установленном договором размере при нарушении потребителями сроков внесения
платежей за жилищно - коммунальные услуги. Примерный перечень
должностей: руководитель
подразделения, бухгалтер, кассир, контролер. Общая площадь
управляемого жилищного фонда (тыс. кв. м):
Нормативная
численность, чел.:
2.3.3.
Информационное и методическое обеспечение: - создание и
ведение базы данных по объектам жилищного фонда, инженерному оборудованию,
капитальности и другим параметрам жилых зданий; - создание и
ведение базы данных по лицевым счетам нанимателей и карточкам учета
собственников жилья в муниципальном жилищном фонде. Примерный перечень
должностей: руководитель
подразделения, экономист, инженер, оператор. Общая площадь
управляемого жилищного фонда (тыс. кв. м):
Нормативная
численность, чел.:
2.4. Договорно -
правовая деятельность: - разработка и
оформление договоров с организациями, обслуживающими жилищный фонд, и
поставщиками коммунальных услуг; - контроль за выполнением договорных обязательств,
рассмотрение и составление протоколов разногласий к договорам, обеспечение
правовыми средствами проверки качества работ и услуг, обеспечение соблюдения
законодательства о труде; - заключение
договоров найма, аренды; договоров на управление недвижимым имуществом или
договоров на оказание жилищно - коммунальных услуг с собственниками жилых помещений; - перезаключение
договоров коммерческого найма по истечении срока их действия; - расторжение
заключенных договоров в судебном порядке или по соглашению сторон; - выдача разрешений
на сдачу жилого помещения в поднаем и на заключение договора субаренды; - страхование риска
гибели жилого помещения; - заключение
договоров на оказание услуг по сбору платежей населения за жилищно -
коммунальные услуги со специализированными организациями; - юридическое
оформление договоров, обеспечение законности, проверка соответствия
действующему законодательству, приказам, инструкциям, положениям и другим
документам правового характера, имеющим отношение к обслуживанию и ремонту
жилищного фонда; - рассмотрение
предложений, жалоб, заявлений потребителей жилищно - коммунальных услуг по
вопросам, связанным с жилищно - коммунальным обслуживанием; - подготовка
ответов на поступившие жалобы и заявления граждан; - представление
интересов Службы заказчика на судебных заседаниях по делам о жилищно -
коммунальном обслуживании и его оплате; - подготовка
материалов для судебного взыскания задолженности. Примерный перечень
должностей: руководитель
подразделения, экономист, юрисконсульт. Общая площадь
управляемого жилищного фонда (тыс. кв. м):
Нормативная
численность, чел.:
ПРИМЕРНАЯ
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА СЛУЖБЫ ЗАКАЗЧИКА ┌─────────┐ ┌──────────────────────┤Директор ├───────────────────────┐ │ │ Службы │ │ │ │заказчика│ │ │ └─┬─────┬─┘ │ │ ┌────────┘ └──────┐ │ │ \ / \ / │ │ ┌──────┴────────┐ ┌─────────┴──────────┐ │ │ │Главный инженер├┐ │Заместитель по ├┐ │ │ │ ││ │экономике и финансам││ │ \ / └───────────────┘│ └────────────────────┘│ \ / ┌──────┴──────┐ ┌───────────────┐│ ┌────────────────────┐│┌─────┴─────┐ │Договорно - │ │Подразделение ││ │Финансово - │││Бухгалтерия│ │правовое │ │технического ├┤ │экономическое ├┤│ │ │подразделение│ │контроля и ││ │подразделение ││└───────────┘ └─────────────┘ │планирования ││ └────────────────────┘│ └───────────────┘│ ┌────────────────────┐│ ┌───────────────┐│ │Расчетное ├┤ │Оперативно - ││ │подразделение ││ │диспетчерская ├┤ └────────────────────┘│ │служба ││ ┌────────────────────┐│ └───────────────┘│ │Информационно - ││ ┌───────────────┐│ │методическое ├┘ │Территориальные││ │подразделение │ │подразделения ├┘ └────────────────────┘ └───────────────┘ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||