|
| ||
|
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЖИЛИЩНОЙ И СТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ ПРИКАЗ от 31 декабря 1997 г. N 17-146 Во
исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997
г. N 1303 "О внесении изменений и дополнений в решения Правительства
Российской Федерации по жилищным вопросам" в части расширения полномочий
государственной жилищной инспекции, а также совместного соглашения Госстроя
России и ГАК России в области демонополизации и развития конкурентных отношений
в сфере жилищно - коммунального хозяйства приказываю: 1. Главной
государственной жилищной инспекции (Рощупкин)
приступить с 1 января 1998 года к сбору показателей хода реформы жилищно -
коммунального хозяйства согласно Примерного перечня
вопросов для изучения процессов развития конкуренции на рынках жилищно -
коммунальных услуг, одобренного совместным письмом ГАК России N НФ-4862 и Госстроя
России N БЕ-19-41/30 от 11.11.97 (прилагается). Полученную
информацию представлять в Управление реформирования жилищно - коммунального
хозяйства до 15 числа календарного месяца. 2. Управлению
реформирования жилищно - коммунального хозяйства (Чернышову)
организовать обобщение представленных материалов для проведения ежемесячного
мониторинга реформы жилищно - коммунального хозяйства в Российской Федерации. 3. Контроль за исполнением настоящего Приказа и подготовку
сводной информации для представления в Правительство Российской Федерации
возложить на заместителя председателя Госстроя России А.И. Терещенко. Министр Российской
Федерации - Председатель Е.В.БАСИН Приложение к Приказу Госстроя
РФ от 31.12.97 N
17-146 ВОПРОСОВ ДЛЯ
ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКАХ ЖИЛИЩНО -
КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ При проведении
данной работы следует учитывать особенности проведения реформы жилищно -
коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) в: - в городах
различного ранга населенности: малых, средних, крупных и особо крупных городах
- "миллионерах", а также в городах на базе градообразующих
предприятий и пр.; - в сельской
местности, поселках городского типа и в закрытых административных образованиях. Кроме того,
необходимо учитывать национально - исторические, экономические, географические
и климатические особенности поселений и регионов, устройство ЖКХ и структуру
застройки (индивидуальная, коллективная). Обследование
проводится территориальными управлениями ГАК России и государственными
жилищными инспекциями субъектов Российской Федерации совместно с
администрациями субъектов Российской Федерации и органами местного
самоуправления. ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ Объекты
обследования - взаимоотношения между хозяйствующими субъектами сферы ЖКХ и их
последствия. Цель обследования -
определение путей формирования конкурентных отношений в ЖКХ. Задачи
обследования: - проработка
вопросов демонополизации и развития конкуренции в ЖКХ на уровне субъектов
Российской Федерации в свете федеральной программы демонополизации ЖКХ; - контроль
состояния системы договорных отношений в сферах управления и обслуживания
жилищного фонда; - оценка ситуации
по разделению функций заказчика и подрядчика, проведению конкурсов при отборе
организаций для выполнения работ по обслуживанию и ремонту (текущему и
капитальному) жилищного фонда, благоустройству территорий, вывозу бытовых
отходов, прокладке и ремонту коммуникаций и др.; - оказание помощи
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по определению
сферы локальных естественных монополистов в ЖКХ; - оценка порядка
ценообразования в ЖКХ и факторов снижения цен (тарифов); - оценка активности
населения в реформировании ЖКХ (через территориальное самоуправление,
формирование товариществ собственников жилья). Результаты изучения
- информация с выводами и предложениями по демонополизации и развитию
конкуренции на рынке ЖКУ (представляется в адрес органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, ГАК России и Госстроя России). ПРИМЕРНЫЙ
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ 1. Функциональная
структура ЖКХ изучаемого населенного пункта. 2. Участвуют ли
территориальные органы ГАК России и государственные жилищные инспекции
субъектов Российской Федерации в реформировании ЖКХ, в чем проявляется это
участие (в проведении конкурсов, участии в аудите, нормотворчестве,
просветительстве и т.д.)? 3. Участвовали ли
территориальные органы ГАК России и государственные жилищные инспекции
субъектов Российской Федерации в разработке региональных программ
реформирования ЖКХ, в том числе по вопросам демонополизации и созданию
конкурентной среды в отраслях ЖКХ? 4. Имеется ли в
регионе комиссия по реформе ЖКХ (кто входит в состав, каковы ее задачи и
функции)? Содержание и опыт работы комиссии. 5. Опыт
формирования товарищества собственников жилья. Роль органов ТОС
(территориального общественного самоуправления) в реформировании ЖКХ. 6. Развивается ли
конкуренция в сфере управления жилищным фондом: - проводят ли местные
администрации конкурсный отбор управляющих компаний (служб заказчика),
организаций - подрядчиков. 7. Существуют ли
договорные отношения между организациями, выполняющими функции заказчика, и
подрядчиками - хозяйствующими субъектами различных форм собственности,
выполняющими работы по обслуживанию и ремонту жилищного фонда, придомовой
территории? Кто при этом выполняет функции заказчика (укажите организации), и
кто его финансирует? Приведите конкретные примеры. 8. Как оформляются
договорные отношения в сфере найма жилья между собственником жилья (или
уполномоченным им лицом) - наймодателем и нанимателем
жилого помещения? 9. Организована ли
информация для потребителей жилищно - коммунальных услуг (далее - ЖКУ)
управляющими организациями о структуре тарифов на ЖКУ, о стандартах на ЖКУ и
др.? 10. Какие факторы
влияют на снижение качества коммунальных услуг (по водоснабжению,
водоотведению, теплоснабжению, снабжению горячей водой, электроснабжению,
газоснабжению, вывозу бытовых отходов, текущему ремонту зданий, лифтовому
хозяйству) и пути их устранения по каждой отрасли? 11. На примере
отдельных предприятий в различных отраслях ЖКХ проанализировать структуру тарифов
на оказание коммунальных услуг населению, дать оценку их обоснованности и
указать (постатейно) резервы снижения затрат и, соответственно, тарифов. 12. Кто
осуществляет регулирование цен (тарифов) на продукцию (услуги) учреждений и
организаций жилищно - коммунального хозяйства? Обеспечивается ли
независимость органов регулирования от хозяйствующих субъектов? Являются ли
процедуры регулирования тарифов открытыми, а информация доступной для
потребителей, СМИ и общественности? 13. Внедряются ли энерго- и ресурсосберегающие мероприятия (в т.ч. установка приборов учета)? Имеются ли (в
городе, районе, субъекте Российской Федерации) экономические
механизмы стимулирования энерго- и
ресурсосбережения? ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ
ПОЛОЖЕНИЯ (ВЫВОДЫ) 1. Какие виды услуг
ЖКХ должны быть отнесены к естественным монополиям и почему? 2. Какие виды услуг
ЖКХ должны быть переведены в конкурентную среду? 3. По услугам, не
относящимся к естественным монополиям: - перечень услуг,
по которым может осуществляться конкурентный отбор; - перечень услуг,
по которым может развиваться свободная конкуренция в случае выделения
структуры, осуществляющей эти услуги, в качестве самостоятельного юридического
лица. 4. Какие виды
деятельности должны остаться в ведении муниципальных служб, а что должно перейти
к хозяйствующим субъектам (на коммерческую основу)? 5. Имеющиеся
проблемы и нерешенные вопросы, препятствующие ходу реформ (организационные,
правовые, в том числе отсутствие или недостатки действующих нормативных актов,
финансовые и др.) и пути их решения. Перечень вопросов,
на которые необходимо получить ответы может быть расширен. При наличии в
регионе положительного опыта проведения работы по демонополизации и развитию
конкурентных отношений в сфере ЖКХ информацию необходимо направлять в ГАК России
и Госстрой России. СПРАВОЧНО В настоящее время в
федеральных органах исполнительной власти проводятся следующие работы по
совершенствованию методической и нормативно - правовой базы антимонопольного
регулирования в сфере жилищно - коммунального хозяйства: 1. ГАК России и
Госстрой России разрабатывает общие положения законодательства о регулировании
деятельности естественных монополий на локальных товарных рынках, на основании
которых целесообразна разработка законов субъектов Российской Федерации по
регулированию деятельности естественных монополий жилищно - коммунального
хозяйства. 2. Минэкономики
России, Минтопэнерго России, ФЭК России, ГАК России и Госстрой России готовят
предложения по упорядочению ценовой и тарифной политики в отношении
естественных монополий на оптовом рынке тепловой и электрической энергии и
локальных товарных рынках, влияющей на формирование тарифов на жилищно -
коммунальные услуги. | ||
|
| ||
|
|