|
| ||
|
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N НФ-4862 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЖИЛИЩНОЙ И СТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ N БЕ-19-41/30 ПИСЬМО от 11 ноября 1997 года В целях
выполнения Указа Президента Российской Федерации от 28.04.97 N 425 "О
реформировании жилищно - коммунального хозяйства в Российской Федерации" и
Постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.97 "О программе
демонополизации и развития конкуренции на рынках жилищно - коммунальных услуг
на 1998 - 1999 годы" ГАК России и Госстрой России предлагают
территориальным антимонопольным управлениям и государственным жилищным
инспекциям субъектов Российской Федерации в 1998 - 1999 гг. сосредоточить свои усилия на следующих приоритетных направлениях
деятельности: - активное участие
в реализации региональных программ реформирования жилищно - коммунального
хозяйства и в первую очередь разделов, связанных с демонополизацией и развитием
конкуренции на рынках услуг жилищно - коммунального хозяйства; - формирование
конкурентных отношений в сфере обслуживания муниципального и государственного
жилищного фонда и предоставления коммунальных услуг; - проведение
конкурсных отборов службы заказчика (управляющей организации), а также
подрядчиков для обслуживания жилого фонда, ремонтов и выполнения других видов
услуг; - формирование
системы договорных отношений между собственником, заказчиком, подрядчиком и
гражданами, проживающими в жилых помещениях; - контроль
за процессами развития конкурентных отношений в сфере деятельности субъектов
жилищно - коммунального хозяйства, не входящих в структуру естественных
локальных монополий (текущие и капитальные ремонты жилого фонда, обслуживание и
ремонты лифтового хозяйства, сбор и вывоз бытовых отходов, озеленение и
благоустройство территории, прокладка и ремонт подземных коммуникаций, функции
служб заказчика, снабженческие работы и т.д.); - усиление контроля за соблюдением законных прав потребителей жилищно -
коммунальных услуг; - организация
систематического информирования населения через средства массовой информации о
целях, задачах и опыте реформирования жилищно - коммунального хозяйства. На
основании Соглашения между Государственным антимонопольным комитетом Российской
Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по жилищной и
строительной политике о сотрудничестве в области развития конкурентных
отношений в сфере жилищно - коммунального хозяйства (текст Соглашения
прилагается) территориальным управлениям ГАК России и государственным жилищным
инспекциям субъектов Российской Федерации следует выработать совместные планы
мероприятий и инициировать создание межведомственных жилищных комиссий при
администрациях субъектов Российской Федерации. Считаем необходимым
территориальным управлениям ГАК России и государственным жилищным инспекциям
субъектов Российской Федерации организовать систематическое изучение и анализ
процессов демонополизации и развития конкуренции на товарных рынках жилищно - коммунального
хозяйства. Примерный перечень вопросов для изучения процессов развития
конкуренции прилагается. О результатах
проведения работ предлагаем не реже одного раза в полугодие информировать ГАК
России и Госстрой России. Первую информацию просим представить к 01.03.98. Председатель ГАК
России Н.Е.ФОНАРЕВА Председатель
Госстроя России Е.В.БАСИН МЕЖДУ ГОСУДАРСТВЕННЫМ АНТИМОНОПОЛЬНЫМ КОМИТЕТОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННЫМ КОМИТЕТОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО
ЖИЛИЩНОЙ И СТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА Государственный
антимонопольный комитет Российской Федерации (ГАК России) и Государственный
комитет Российской Федерации по жилищной и строительной политике (Госстрой
России), именуемые в дальнейшем Сторонами, в целях реализации Указа Президента
Российской Федерации от 29.03.96 N 432 "О развитии конкуренции при
предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного и
муниципального жилищных фондов" согласились о нижеследующем: 1. Сотрудничество
между Сторонами осуществляется по следующим основным направлениям: контроль за соблюдением требований антимонопольного законодательства при
предоставлении населению коммунальных услуг; определение
направлений формирования конкурентной среды на рынке жилищно - коммунальных
услуг; проведение
обследования системы жилищно - коммунального хозяйства в регионах с целью
изучения процесса развития конкуренции на рынке услуг по эксплуатации и ремонту
жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры, коммунального обслуживания
потребителей и подготовки предложений по демонополизации и повышению
эффективности деятельности жилищно - коммунального хозяйства. 2. Для выполнения
настоящего Соглашения Стороны назначают уполномоченных лиц. 3. Сотрудничество в
соответствии с настоящим Соглашением осуществляется в формах: проведение совместных
обследований рынков жилищно - коммунальных услуг и обработка материалов; обмен имеющейся
информацией по вопросам конкурентной политики в рассматриваемой сфере ЖКХ; проведение
совместных совещаний по разработке решений в области развития конкуренции на рынках
жилищно - коммунальных услуг и подготовки соответствующих документов в
Правительство Российской Федерации; разработка планов и
программ реализации мер по вопросам развития конкуренции в сфере ЖКХ. 4. Стороны проводят
работы в рамках Плана мероприятий по реализации Соглашения между
ГАК России и Госстроем России о сотрудничестве в
области развития конкурентных отношений в сфере жилищно - коммунальных услуг
(Приложение). 5. Соглашение
заключено на два года. Соглашение может быть расторгнуто, продлено или в его
текст могут быть внесены изменения по согласованию Сторон. Соглашение вступает
в силу с момента его подписания обеими Сторонами. За ГАК России Первый заместитель
Председателя В.Е.ЦАПЕЛИК 1 августа 1997 г. N
ВЦ/3282 За Госстрой России Председатель Е.В.БАСИН 8 августа 1997 г. N
БЕ-19-37/28 к письму ГАК России N НФ-4862 и Госстроя России N БЕ-19-41/30 от 11 ноября 1997
года ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ
ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКАХ ЖИЛИЩНО -
КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ При проведении
данной работы следует учитывать особенности проведения реформы жилищно -
коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) в: - городах различного ранга населенности: малых, средних,
крупных и особо крупных городах - "миллионерах", а также в городах на
базе градообразующих предприятий и пр.; - сельской
местности, поселках городского типа и в закрытых административных образованиях. Кроме того,
необходимо учитывать национально - исторические, экономические, географические
и климатические особенности поселений и регионов, устройство ЖКХ и структуру
застройки (индивидуальная, коллективная). Обследование
проводится территориальными управлениями ГАК России и государственными
жилищными инспекциями субъектов Российской Федерации совместно с
администрациями субъектов Российской Федерации и органами местного
самоуправления. Общие
положения Объекты
обследования - взаимоотношения между хозяйствующими субъектами сферы ЖКХ и их
последствия. Цель обследования -
определение путей формирования конкурентных отношений в ЖКХ. Задачи
обследования: - проработка
вопросов демонополизации и развития конкуренции в ЖКХ на уровне субъектов
Российской Федерации в свете федеральной программы демонополизации ЖКХ; - контроль
состояния системы договорных отношений в сферах управления и обслуживания
жилищного фонда; - оценка ситуации
по разделению функций заказчика и подрядчика, проведению конкурсов при отборе
организаций для выполнения работ по обслуживанию и ремонту (текущему и
капитальному) жилищного фонда, благоустройству территорий, вывозу бытовых
отходов, прокладке и ремонту коммуникаций и др.; - оказание помощи
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по определению
сферы локальных естественных монополистов в ЖКХ; - оценка порядка
ценообразования в ЖКХ и факторов снижения цен (тарифов); - оценка активности
населения в реформировании ЖКХ (через территориальное самоуправление,
формирование товариществ собственников жилья). Результаты изучения
- информация с выводами и предложениями по демонополизации и развитию
конкуренции на рынке ЖКУ (представляется в адрес органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, ГАК России и Госстроя России). Примерный
перечень вопросов 1. Функциональная
структура ЖКХ изучаемого населенного пункта. 2. Участвуют ли
территориальные органы ГАК России и государственные жилищные инспекции
субъектов Российской Федерации в реформировании ЖКХ, в чем проявляется это
участие (в проведении конкурсов, участии в аудите, нормотворчестве,
просветительстве и т.д.)? 3. Участвовали ли
территориальные органы ГАК России и государственные жилищные инспекции
субъектов Российской Федерации в разработке региональных программ
реформирования ЖКХ, в том числе по вопросам демонополизации и созданию
конкурентной среды в отраслях ЖКХ? 4. Имеется ли в
регионе комиссия по реформе ЖКХ (кто входит в состав, каковы ее задачи и
функции)? Содержание и опыт работы комиссии. 5. Опыт
формирования товарищества собственников жилья. Роль органов ТОС
(территориального общественного самоуправления) в реформировании ЖКХ. 6. Развивается ли
конкуренция в сфере управления жилищным фондом: - проводят ли
местные администрации конкурсный отбор управляющих компаний (служб заказчика),
организаций - подрядчиков. 7. Существуют ли
договорные отношения между организациями, выполняющими функции заказчика, и
подрядчиками - хозяйствующими субъектами различных форм собственности,
выполняющими работы по обслуживанию и ремонту жилищного фонда, придомовой
территории? Кто при этом выполняет функции заказчика (укажите организации) и
кто его финансирует? Приведите конкретные примеры. 8. Как оформляются
договорные отношения в сфере найма жилья между собственником жилья (или
уполномоченным им лицом) - наймодателем и нанимателем
жилого помещения? 9. Организована ли
информация для потребителей жилищно - коммунальных услуг (далее - ЖКУ)
управляющими организациями о структуре тарифов на ЖКУ, о стандартах на ЖКУ и
др.? 10. Какие факторы
влияют на снижение качества коммунальных услуг (по водоснабжению,
водоотведению, теплоснабжению, снабжению горячей водой, электроснабжению,
газоснабжению, вывозу бытовых отходов, текущему ремонту зданий, лифтовому
хозяйству) и пути их устранения по каждой отрасли? 11. На примере
отдельных предприятий в различных отраслях ЖКХ проанализировать структуру
тарифов на оказание коммунальных услуг населению, дать оценку их обоснованности
и указать (постатейно) резервы снижения затрат и, соответственно, тарифов. 12. Кто
осуществляет регулирование цен (тарифов) на продукцию (услуги) учреждений и
организаций жилищно - коммунального хозяйства? Обеспечивается ли
независимость органов регулирования от хозяйствующих субъектов? Являются ли
процедуры регулирования тарифов открытыми, а информация доступной для
потребителей, СМИ и общественности? 13. Внедряются ли энерго- и ресурсосберегающие мероприятия (в т.ч. установка приборов учета)? Имеются ли (в
городе, районе, субъекте Российской Федерации) экономические
механизмы стимулирования энерго- и
ресурсосбережения? Заключительные
положения (выводы) 1. Какие виды услуг
ЖКХ должны быть отнесены к естественным монополиям и почему? 2. Какие виды услуг
ЖКХ должны быть переведены в конкурентную среду? 3. По услугам, не
относящимся к естественным монополиям: - перечень услуг,
по которым может осуществляться конкурентный отбор; - перечень услуг, по
которым может развиваться свободная конкуренция в случае выделения структуры,
осуществляющей эти услуги, в качестве самостоятельного юридического лица. 4. Какие виды
деятельности должны остаться в ведении муниципальных служб, а что должно
перейти к хозяйствующим субъектам (на коммерческую основу)? 5. Имеющиеся
проблемы и нерешенные вопросы, препятствующие ходу реформ (организационные,
правовые, в том числе отсутствие или недостатки действующих нормативных актов,
финансовые и др.), и пути их решения. Перечень вопросов,
на которые необходимо получить ответы, может быть расширен. При наличии в
регионе положительного опыта проведения работы по демонополизации и развитию
конкурентных отношений в сфере ЖКХ информацию необходимо направлять в ГАК
России и Госстрой России. Справочно В настоящее время в
федеральных органах исполнительной власти проводятся следующие работы по
совершенствованию методической и нормативно - правовой базы антимонопольного
регулирования в сфере жилищно - коммунального хозяйства: 1. ГАК России и
Госстрой России разрабатывают общие положения законодательства о регулировании
деятельности естественных монополий на локальных товарных рынках, на основании
которых целесообразна разработка законов субъектов Российской Федерации по
регулированию деятельности естественных монополий жилищно - коммунального
хозяйства. 2. Минэкономики
России, Минтопэнерго России, ФЭК России, ГАК России и Госстрой России готовят
предложения по упорядочению ценовой и тарифной политики в отношении
естественных монополий на оптовом рынке тепловой и электрической энергии и
локальных товарных рынках, влияющей на формирование тарифов на жилищно -
коммунальные услуги. | ||
|
| ||
|
|