|
| ||
|
Утверждена Постановлением
Минстроя России от 13 марта 1995 г.
N 18-22 Согласована Постановлением
Президиума ЦК профсоюза
работников строительства и
промышленности строительных
материалов России от 15 декабря 1994
г. N 19-70 Дата введения 1
июля 1995 года ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ МАШИНИСТОВ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ ПЕРЕДВИЖНЫХ ТОИ Р-66-48-95 Разработана АОЗТ
ЦНИИОМТП (В.Н. Пивовар, В.Ф. Новиков, Н.Д. Левинсон) при участии АК
"Электромонтаж" (В.Н. Мелкозеров, В.И.
Кабанов, В.А. Бычков), РАО ЕЭС России (В.В. Подойма)
и других организаций, акционерных обществ, концернов, корпораций и объединений. Взамен ранее
действующих типовых инструкций, утвержденных союзными министерствами и
ведомствами. Типовая инструкция
разработана с учетом Основ законодательства Российской Федерации об охране
труда и действующих нормативных документов по охране труда. Предназначена для организаций строительства, предприятий промышленности
строительных материалов и жилищно - коммунального хозяйства. Подготовлена
к утверждению Главэкономикой Минстроя России (канд. техн. наук В.А. Алексеев, инж. В.К. Ягодин). Утверждена Постановлением Минстроя России от 13 марта 1995 г. N 18-22. Машинисты
электростанций передвижных (далее - машинисты) при производстве работ согласно
имеющейся квалификации обязаны выполнять требования безопасности, изложенные в
Типовой инструкции по охране труда для работников строительства, промышленности
строительных материалов и жилищно - коммунального хозяйства, настоящей Типовой
инструкции, разработанной с учетом строительных норм и правил Российской
Федерации, Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок
потребителей, а также требования инструкций заводов - изготовителей по
эксплуатации электростанции
передвижной (далее - электростанции). Требования
безопасности перед началом работы 1. Перед началом
работы машинист обязан: а) предъявить
руководителю удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ и пройти
инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ; б) надеть
спецодежду, спецобувь и каску установленного образца; в) произвести
осмотр и прием электростанции от машиниста предшествующей смены и получить
задание у руководителя работ. 2. После получения
задания машинист обязан: а) проверить
наличие надежных ограждений всех элементов электроаппаратуры пульта управления,
наличие и исправность ограждений вращающихся частей электростанции, заземление
электростанции, правильность и надежность крепления электрических проводов и целостность их изоляции, соответствие плавких
вставок номинальной мощности генератора, затяжку болтовых соединений и
надежность крепления двигателя и генератора электростанции, целостность и
натяжение ремней клиноременной передачи, заправку систем питания, смазки и
охлаждения; б) проверить
наличие и исправность необходимых для работы инструментов и средств защиты:
контрольной лампы или указателя напряжения, диэлектрических перчаток, галош или
бот, ковриков и изолирующих подставок, изолирующих клещей, инструмента с
изолированными рукоятками; в) удостовериться в
наличии средств пожаротушения. 3. Машинисту
запрещается начинать работу в случае: а) неисправности
или неполного количества крепежных деталей и ограждений; б) наличия видимых
повреждений изоляции электрических кабелей или проводов; в) отсутствия или
неисправности защитного заземления; г) обнаружения течи
масла или горючего в маслотопливопроводах
соответствующих систем; д) отсутствия
защитных средств, инструмента и средств пожаротушения; е) нахождения
электростанции в опасной зоне от действующих механизмов и строящихся зданий. Обнаруженные
нарушения требований безопасности следует устранить собственными силами, а при
невозможности сделать это машинист обязан сообщить о них руководителю работ и
лицу, ответственному за содержание электростанции в исправном состоянии. Требования безопасности
во время работы 4. При осмотре
топливной системы, узлов и механизмов электростанции, а также при заправке
горючим в темное время суток следует пользоваться переносной электрической
лампой. 5. При пуске
электростанции машинист обязан: а) проверить перед
пуском двигателя положение переключателей пульта управления и убедиться, что
они находятся в нейтральном положении; б) производить пуск
двигателя стартером (или рукояткой): в) после
достаточного прогрева двигателя плавным поворотом рукоятки реостата довести
напряжение до номинального, дать сигнал о включении внешней сети и постепенно
ввести нагрузку; г) после включения
нагрузки проверить работу всех агрегатов и параметры электротока в сети; д) при появлении
стуков и других посторонних шумов остановить двигатель и устранить
неисправность. 6. Во время работы
электростанции машинист обязан: а) вести наблюдение
за работой автоматического регулятора числа оборотов двигателя, а также за
показаниями приборов на пульте управления: контролировать изменения давления и
температуры масла, температуры генератора; б) следить за
соединениями топливопроводов, герметичностью стыка
головки и блока цилиндров, не допуская утечки горючего и пробоя выхлопных
газов; в) не допускать
ослабления крепления двигателя или генератора к раме, при необходимости
остановить двигатель и произвести подтяжку болтов крепления; г) производить
осмотр электрооборудования и токоведущих частей, не проникая за сетки, дверцы и
другие ограждения электростанции; д) пользоваться при
включении или отключении внешних электросетей электрорубильником,
диэлектрическими перчатками, диэлектрической подставкой или ковриком; е) открывать пробку
радиатора при перегретом двигателе в рукавице, отвернув лицо от заливочного
патрубка. 7. Машинисту
запрещается: а) заливать бензин
во впускной патрубок при запуске двигателя; б) брать рукоятку
пальцами в обхват во избежание обратного удара рукояткой при пуске перегретого
двигателя; в) использовать при
пуске двигателя кислород вместо сжатого воздуха или азота; г) пользоваться
открытым огнем при заправке горючим топливного бака, а также при осмотре
топливной системы и для прогрева топливо- и маслопроводов; д) ударять
стальными (или другими, способными вызвать искрообразование) предметами по
пробкам топливных баков электростанции и бочек с горючим при их открывании; е) измерять уровень
масла случайными предметами; ж) превышать
указанные в паспорте машины номинальные нагрузки генератора. 8. При каждом
включении электростанции после отключения напряжения во внешней сети машинист
обязан дать предупреждающий сигнал о возобновлении подачи электроэнергии. 9. При
необходимости установки электростанции в помещении машинист обязан проверить проветриваемость помещения и не допускать установки
электростанции для работы в помещении объемом менее 20-кратного объема
электростанции. 10. При
перебазировании электростанции на другой объект машинисту следует: а) слить горючее из
баков в бочки; б) отсоединить электрокабели, свернуть их в бухты и уложить в ящики; в) закрыть
электрические разъемы крышками; г) демонтировать
заземляющий контур; д) произвести
закрепление узлов, агрегатов и инструмента; е) осмотреть
ходовую часть электростанции; ж) проверить исправность
прицепного устройства. Требования
безопасности в аварийных ситуациях 11. В случае
воспламенения топлива на электростанции машинист обязан прекратить допуск
топлива к очагам огня. Гасить пламя следует с помощью огнетушителя, песком,
землей, накрыв войлоком, брезентом. Запрещается заливать водой горящее топливо,
электрооборудование и электропровода, находящиеся под напряжением. 12. В случае
появления искрения щеток при работающем генераторе необходимо остановить
двигатель, выяснить причину и устранить неисправность. 13. При сообщении
об аварии на электролинии или электростанции машинист обязан немедленно
отключить электрогенератор. Требования
безопасности по окончании работы 14. По окончании
работы машинист обязан: а) отключить
внешние линии электропередачи; б) остановить
двигатель; в) провести
контрольный осмотр электростанции и очистить агрегаты от пыли и грязи; г) проверить
затяжку контактов на токоведущих частях генератора, подгоревшие контакты
зачистить до металлического блеска; д) привести в
порядок рабочее место, промасленную ветошь собрать и уложить в специальный
металлический ящик; е) привести в
порядок и сложить в отведенное место инструмент и приспособления; ж) сообщить
руководителю работ или ответственному за содержание машины в исправном
состоянии о всех неполадках, возникших во время
работы. | ||
|
| ||
|
|