|
| ||
|
Утверждена Постановлением
Минстроя России от 13 марта 1995 г.
N 18-22 Согласована Постановлением
Президиума ЦК профсоюза
работников строительства и
промышленности строительных
материалов России от 15 декабря 1994
г. N 19-70 Дата введения 1
июля 1995 года ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ МАШИНИСТОВ СКРЕПЕРОВ ТОИ Р-66-43-95 Разработана АОЗТ
ЦНИИОМТП (В.Н. Пивовар, В.Ф. Новиков, Н.Д. Левинсон) при участии АК
"Электромонтаж" (В.Н. Мелкозеров, В.И.
Кабанов, В.А. Бычков), РАО ЕЭС России (В.В. Подойма)
и других организаций, акционерных обществ, концернов, корпораций и объединений. Взамен ранее
действующих типовых инструкций, утвержденных союзными министерствами и
ведомствами. Типовая инструкция
разработана с учетом Основ законодательства Российской Федерации об охране
труда и действующих нормативных документов по охране труда. Предназначена для организаций строительства, предприятий промышленности
строительных материалов и жилищно - коммунального хозяйства. Подготовлена
к утверждению Главэкономикой Минстроя России (канд. техн. наук В.А. Алексеев, инж. В.К. Ягодин). Утверждена Постановлением Минстроя России от 13 марта 1995 г. N 18-22. Машинисты
скреперов (далее - машинисты) при производстве работ согласно имеющейся
квалификации обязаны выполнять требования безопасности, изложенные в Типовой
инструкции по охране труда для работников строительства, промышленности
строительных материалов и жилищно - коммунального хозяйства, настоящей Типовой
инструкции, разработанной с учетом строительных норм и правил Российской
Федерации, Правил дорожного движения Российской Федерации, а также требования
инструкций заводов - изготовителей по эксплуатации управляемых ими машин. Требования
безопасности перед началом работы 1. Перед началом
работы машинист обязан: а) предъявить
руководителю удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ, получить
задание у бригадира или руководителя и пройти инструктаж на рабочем месте по
специфике выполняемых работ; б) надеть
спецодежду, спецобувь установленного образца. 2. После получения
задания машинист обязан: а) осмотреть с
руководителем работ место расположения подземных коммуникаций и сооружений,
которые должны быть обозначены флажками или вешками; б) уточнить
последовательность выполнения работы и меры по обеспечению безопасности,
наличие ограждений и знаков безопасности; в) произвести
ежесменное техническое обслуживание согласно инструкции по эксплуатации
скрепера; г) предупредить о
запуске двигателя работников, обслуживающих машину или находящихся в зоне ее
работы, и убедиться, что рычаг переключения передач находится в нейтральном
положении; д) произвести
запуск двигателя, проверить на холостом ходу работу всех механизмов и на малом
ходу работу тормозов. 3. Машинист не
должен приступать к работе при следующих нарушениях требований безопасности: а) неисправностях механизмов или дефектах, указанных в
инструкции завода - изготовителя, при которых не допускается эксплуатация
скрепера; б) наличии подземных коммуникаций, не указанных руководителем
работ, в местах срезки или планировки грунта; в) уклоне
местности, превышающем указанный в паспорте завода - изготовителя; г) отсутствии ограждений места производства работ и знаков
безопасности. Обнаруженные
нарушения требований безопасности следует устранить собственными силами, а при
невозможности сделать это машинист обязан сообщить руководителю работ и лицу,
ответственному за содержание скрепера в исправном состоянии. Требования
безопасности во время работы 4. Перед началом
движения машины машинист обязан убедиться в отсутствии людей в зоне движения и
подать звуковой сигнал. 5. При выполнении
земляных работ машинист обязан: а) начинать
разработку грунта только после удаления пней, кустарника и крупных камней; б) глубокие выемки
разрабатывать уступами; в) не допускать
движение крайнего колеса скрепера по насыпи ближе одного метра от бровки
земляного полотна; г) соблюдать
дистанцию между движущимися навстречу друг другу или параллельно скреперами,
интервал в обоих случаях должен быть не менее 5 м; д) производить
резание грунта только на прямолинейном участке движения; е) осуществлять
набор грунта прицепным скрепером только на первой передаче, а разгрузку - на
второй - третьей передачах; ж) периодически
останавливаться и удалять камни и другие предметы, застрявшие между шинами
задних спаренных колес самоходного скрепера. 6. При засыпке
выемок в грунте машинист обязан убедиться в отсутствии в них работающих,
оборудования, инструмента и строительных материалов. Запрещается передвижение
скрепера в пределах призмы обрушения откосов. 7. Работа скрепера
в опасной зоне работающего экскаватора не допускается. Производство работ
скрепером в зоне действия экскаватора разрешается только при остановке
экскаватора. Ковш экскаватора должен быть опущен на землю. 8. Одновременная
работа двух скреперов в колонне допускается при расстоянии между ними не менее
20 м. 9. При
необходимости очистки ковша скрепера машинист обязан затормозить скрепер,
опустить ковш, застраховать упором поднятую заслонку и использовать лопату с
длинной ручкой или скребок. 10. Распасовку и запасовку тросов следует производить в рукавицах при
опущенном на землю или подвешенном на замках ковше скрепера. 11. Разработка
грунта на косогорах с поперечным уклоном свыше 30°, а также разгрузка скрепера,
движущегося задним ходом под откос, запрещаются. 12. При
транспортировании машины своим ходом с одного места работы на другое машинист
обязан: а) следить за тем,
чтобы ковш был поднят в крайнее верхнее положение и не задевал встречающиеся на
пути предметы; б) соблюдать
правила дорожного движения; в) не допускать
поворот скрепера радиусом менее 15 м; г) устанавливать
сигнальные красные фонари в случае вынужденной остановки скрепера на дороге в
ночное время. 13. Прицепной
скрепер следует сцеплять с трактором при помощи сцепной серьги, которая должна
быть надежно закреплена. Передвигать трактор необходимо осторожно на
минимальной скорости, а дышло скрепера следует поднять на деревянных подкладках
на высоту сцепного устройства трактора. 14. Перед погрузкой
скрепера на трейлер машинист обязан убедиться в том, что трейлер находится в
устойчивом положении и заторможен. После погрузки следует опустить ковш и
закрепить скрепер растяжками. Во время перевозки скрепера нахождение машиниста
в кабине не допускается. 15. Машинисту в
процессе работы не разрешается: а) передавать
управление машиной лицам, не имеющим удостоверения машиниста скрепера; б) оставлять машину
с работающим двигателем; в) перевозить в
кабине посторонних лиц; г) выходить из
кабины и входить в нее на ходу. 16. При техническом
обслуживании скрепера машинист обязан остановить двигатель и снять давление в
гидросистеме. 17. Во время
заправки скрепера горючим машинисту и лицам, находящимся вблизи, не разрешается
курить и пользоваться огнем. После заправки машину необходимо вытереть от
подтеков топлива и смазки, а замасленную обтирочную ветошь положить в
металлический закрывающийся ящик. Не допускается разводить огонь на расстоянии
менее 50 м от места работы или стоянки машины. 18. При
необходимости ремонта или профилактического осмотра скрепера заслонку ковша
следует заблокировать упором в поднятом состоянии или опустить ковш на прочную
и устойчивую опору. 19. При промывке
деталей не разрешается пользоваться этилированным бензином. 20. При работе на
косогорах запрещается: а) делать резкие
повороты; б) поворачивать
машину с заглубленным рабочим органом; в) ставить машину
поперек склона, угол которого превышает указанный в паспорте машины. Требования
безопасности в аварийных ситуациях 21. Обнаружив на
участке при выполнении земляных работ подземные коммуникации и сооружения, а
также опасные предметы, не указанные при получении задания, машинист обязан
немедленно остановить работу и сообщить руководителю работ. 22. При
неисправности скрепера машинист должен поставить машину на обочину или вне зоны
производства работ и сообщить лицу, ответственному за содержание машины в
исправном состоянии. 23. В случае потери
устойчивости скрепера при перемещении грунта машинисту следует опустить ковш,
включить задний ход и устранить крен машины. 24. При загорании
скрепера машинист должен принять меры по тушению очага пожара (при помощи
огнетушителя и подручными средствами: кошмой, брезентом, песком), в случае
невозможности самому погасить огонь необходимо вызвать пожарную охрану и
сообщить руководителю работ. Требования
безопасности по окончании работы 25. По окончании
работы машинист обязан: а) поставить машину
на стоянку; б) поставить рычаг
переключения передач в нейтральное положение и включить стояночный тормоз; в) выключить
двигатель; г) закрыть кабину
на замок; д) сообщить
руководителю работ или лицу, ответственному за содержание машины в исправном
состоянии, о всех неполадках, возникших во время
работы. | ||
|
| ||
|
|