|
| ||
|
Утверждена Постановлением
Минстроя России от 13 марта 1995 г.
N 18-22 Согласована Постановлением
Президиума ЦК профсоюза
работников строительства и
промышленности строительных
материалов России от 15 декабря 1994
г. N 19-70 Дата введения 1
июля 1995 года ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ МАШИНИСТОВ ПОГРУЗЧИКОВ АВТОМОБИЛЬНЫХ ТОИ Р-66-40-95 Разработана АОЗТ
ЦНИИОМТП (В.Н. Пивовар, В.Ф. Новиков, Н.Д. Левинсон) при участии АК
"Электромонтаж" (В.Н. Мелкозеров, В.И. Кабанов, В.А. Бычков), РАО ЕЭС
России (В.В. Подойма) и других организаций, акционерных обществ, концернов, корпораций
и объединений. Взамен ранее
действующих типовых инструкций, утвержденных союзными министерствами и
ведомствами. Типовая инструкция
разработана с учетом Основ законодательства Российской Федерации об охране
труда и действующих нормативных документов по охране труда. Предназначена для организаций строительства, предприятий промышленности
строительных материалов и жилищно - коммунального хозяйства. Подготовлена
к утверждению Главэкономикой Минстроя России (канд. техн. наук В.А. Алексеев,
инж. В.К. Ягодин). Утверждена Постановлением Минстроя России от 13 марта 1995 г. N 18-22. Машинисты
погрузчиков автомобильных (далее - машинисты) при производстве работ согласно
имеющейся квалификации обязаны выполнять требования безопасности, изложенные в
Типовой инструкции по охране труда для работников строительства, промышленности
строительных материалов и жилищно - коммунального хозяйства, настоящей Типовой
инструкции, разработанной с учетом строительных норм и правил Российской
Федерации, Правил по охране труда на автомобильном транспорте, Правил дорожного
движения Российской Федерации, а также требования инструкций заводов - изготовителей по эксплуатации погрузчиков автомобильных. Требования
безопасности перед началом работы 1. Перед началом
работы машинист обязан: а) предъявить
руководителю удостоверение на право управления автомобилем и удостоверение о
проверке знаний безопасных методов работ, получить задание, пройти инструктаж
на рабочем месте по специфике выполняемых работ; б) надеть
спецодежду и спецобувь установленного образца; в) ознакомиться с
записями сменщика в бортовом журнале. 2. После получения
задания машинист обязан: а) осмотреть и
проверить исправность двигателя, рабочего органа, гидравлической системы,
состояние шин; б) убрать все
посторонние предметы на площадке погрузчика и убедиться в отсутствии их на
вращающихся деталях двигателя, коробки передач и т.п.; в) убедиться в
нахождении рычага переключения передач в нейтральном положении; г) перед запуском
двигателя предупредить работающих, которые заняты
обслуживанием машины или находятся на пути ее следования; д) после запуска
двигателя провести контрольную проверку исправности машины, в том числе:
выполнить на малой скорости повороты направо и налево; проверить работу
тормозов; проверить работу механизмов наклона рамки движения каретки; проверить
исправность сцепления; проверить исправность приборов освещения и звукового
сигнала; е) произвести осмотр
стрелы кранового гуська, грузозахватных приспособлений (строп, траверсы,
захватов) и других рабочих органов (ковша, вил); ж) убедиться в
соответствии требованиям безопасности габаритов проездов, разворотов, уклонов и
перепадов дорожного покрытия; з) проверить
отсутствие в зоне производства работ линий электропередачи, трубопроводов и
других опасных сооружений. 3. Машинист не
должен приступать к выполнению работ при следующих нарушениях требований
безопасности: а) наличии трещин или деформаций в металлоконструкциях
погрузчика; б) обнаружении течи в топливной или масляной системе; в) падении давления в шинах; г) наличии треска, скрежета и других признаков неисправности
гидросистемы или двигателя; д) неисправности
стояночного или рабочего тормоза; е) неисправности
кранового гуська (износа грузового каната, дефекта механизма подъема груза и
т.п.) и грузозахватных приспособлений; ж) недостаточной
освещенности и загроможденности зоны работ; з) наличии в зоне работ линий электропередачи и других коммуникаций; и) несоответствии груза грузоподъемности машины, установленным
рабочим органам и грузозахватным приспособлениям. Указанные нарушения
требований безопасности должны быть устранены собственными силами до начала
работы, а при невозможности сделать это машинист обязан сообщить руководителю
работ и ответственному за содержание автопогрузчика в исправном состоянии. Требования
безопасности во время работы 4. При передвижении
автопогрузчика по территории строительной площадки или предприятия машинист
обязан: а) убедиться перед
началом движения в отсутствии людей на пути движения, а также машин и
механизмов и дать предупредительный сигнал; б) при движении в
местах скопления людей, возможного их появления (проходов, выходов из
помещения) снизить скорость и дать звуковой сигнал; в) соблюдать
установленную для транспортных средств скорость
движения на строительной площадке и территории предприятия; г) не покидать
кабину погрузчика при работающем двигателе; д) избегать резкого
торможения на мокрой дороге и при гололеде. 5. При выполнении погрузочно - разгрузочных и транспортных работ машинист
обязан: а) при приближении
к месту погрузки (разгрузки) снижать скорость; б) транспортировать
груз на высоте не менее 300 - 400 мм от уровня дороги; в) приближаться к
транспортному средству для производства погрузочно -
разгрузочных работ только после его остановки и выключения двигателя; г) перемещать
крупногабаритный груз, закрывающий видимость пути следования, только в
сопровождении специально выделенного лица; д) захватывать
длинномерный груз так, чтобы центр тяжести груза располагался по центру
продольной оси стрелы. 6. При погрузке или
штабелировании грунта и сыпучих материалов машинист обязан: а) погрузку
материала производить по всему фронту штабеля или забоя, не углубляясь внутрь
штабеля по одному следу; б) очищать ковш от
налипшего грунта или материала в опущенном положении лопатой или скребком; в) при
штабелировании сыпучих материалов останавливать погрузчик на расстоянии не
менее 1,0 м от бровки откоса. Машинисту
запрещается поворачивать погрузчик с заглубленным в материал или грунт ковшом,
а также передвигаться на поперечных уклонах более 10°, на продольных - свыше
20°. 7. При работе
погрузчика, оборудованного вилочным захватом, машинист обязан: а) до начала работы
проверить наличие под грузом зазора для свободного прохода вилочного захвата; б) размещать груз
равномерно по всей длине вилочного захвата, упирая его в спинки вилок путем
запрокидывания груза при захвате назад на угол 10 - 15°. Запрещается транспортировать
груз, находящийся на вилочном захвате в неустойчивом положении. 8. При подъеме и
транспортировании груза погрузчиком, оборудованным крановым гуськом, машинист
обязан: а) начинать работу
только по сигналу стропальщика, закрепленного руководителем работ; б) применять для
строповки груза маркированные стропы, соответствующие массе поднятого груза и
схеме строповки; в) при подъеме
груза, близкого по массе к предельной грузоподъемности погрузчика, сначала
зафиксировать груз на высоте не более 100 - 200 мм, после чего осуществлять
подъем груза на требуемую высоту; г) опускать груз на
предварительно уложенные прокладки для извлечения строп из-под груза без их
повреждения. Машинисту
запрещается: резко тормозить при
движении погрузчика с грузом на крюке; подтаскивать груз
крюком; освобождать крюком
защемленные грузом стропы. 9. При
необходимости перевозки погрузчика машинисту следует затормозить машину на
трейлере, опустить рабочий орган, подставить под колеса противооткатные упоры
(башмаки) и закрепить расчалками. 10. Устранение
неисправностей, осмотр, регулировку агрегатов следует проводить при
остановленном двигателе, опущенном на землю или установленном на надежные
подставки рабочем органе, затянутом тормозе и переведенном в нейтральное
положение рычаге переключения передач. 11. При проведении
технического обслуживания машинист обязан: а) поднять капот
погрузчика в крайнее верхнее положение, зафиксировать его крюками -
фиксаторами, находящимися на капоте; б) при перегреве
двигателя осторожно открыть крышку горловины, защищая руки от горячего пара, не
наклоняя лицо над горловиной; в) пользоваться
насосом для продувки топливопровода; г) пользоваться
специальным ограждением при накачивании шин в гаражных условиях. При выполнении
указанных работ машинисту запрещается: открывать водяной
краник радиатора при работе двигателя; заливать жидкость в
радиатор при перегретом двигателе; засасывать топливо
ртом через шланг. 12. При
необходимости проезда по населенному пункту и по автомобильным дорогам машинист
обязан: а) привести рабочий
орган в транспортное положение; б) определить
состояние трассы, выяснить возможность преодоления косогоров, подъемов, бродов
и искусственных сооружений; в) сохранять включенной передачу при движении под уклон; г) переезжать через
железнодорожные пути только в установленных местах по сплошному настилу; д) при остановке
погрузчика включить стояночный тормоз; е) выходя из кабины
погрузчика на проезжую часть дороги, убедиться в отсутствии движения транспорта
в попутном и встречном направлениях; ж) применять при
транспортировке погрузчиков на буксире или при буксировке других машин жесткую
сцепку; з) выполнять
требования Правил дорожного движения Российской Федерации. 13. Производить погрузочно - разгрузочные работы в охранной зоне действующей
воздушной линии электропередачи машинист обязан под непосредственным
руководством инженерно - технического работника, ответственного за безопасное
производство работ, при наличии письменного разрешения организации - владельца
ЛЭП и получении наряда - допуска, определяющего безопасные условия работ. 14. Машинистам в
зимнее время запрещается: а) подогревать
двигатель открытым пламенем; б) работать на
погрузчике с неисправным устройством для обогрева кабины; в) выполнять работы лежа под автопогрузчиком без применения утепленного
мата. 15. При работе в
ночное время освещенность зоны работ должна обеспечиваться за счет внешних
источников света. Применение машинистом фар допускается в качестве
дополнительного источника света. 16. Передвижение
погрузчика вброд, по льду, по заболоченной местности следует осуществлять
только с письменного разрешения руководителя работ в местах, оборудованных
указателями. Двери кабины во время переправы по льду водоемов следует держать
открытыми. 17. Передвижение
погрузчика через канавы, бугры и другие препятствия следует осуществлять под
прямым углом на малой скорости, избегая резких толчков и больших кренов машины.
Следует при этом избегать крутых поворотов на косогорах. Требования
безопасности в аварийных ситуациях 18. При проколе в
процессе работы шины и утечке воздуха, а также появлении признаков
неисправности двигателя, гидросистемы или рабочего оборудования работу
необходимо прекратить и принять меры к устранению неисправности. 19. В случае потери
устойчивости погрузчика в процессе подъема или перемещения груза необходимо
опустить груз и упором каретки в грунт привести погрузчик в нормальное
положение. Продолжение работы допускается после устранения причины потери
устойчивости погрузчика. Требования
безопасности по окончании работы 20. По окончании
работы машинист обязан: а) отвести
погрузчик на стоянку; б) опустить рабочий
орган на землю или установить на подставку; в) привести рычаги
управления в нейтральное положение; г) затянуть
стояночный тормоз и заглушить двигатель; д) очистить
элементы ходовой рамы погрузчика и рабочее оборудование; е) о всех замеченных неисправностях в работе погрузчика
сообщить руководителю или ответственному за содержание машины в исправном
состоянии. | ||
|
| ||
|
|