|
| ||
|
Утверждена Постановлением
Минстроя России от 13 марта 1995 г.
N 18-22 Согласована Постановлением
Президиума ЦК профсоюза
работников строительства и
промышленности строительных
материалов России от 15 декабря 1994
г. N 19-70 Дата введения 1
июля 1995 года ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ МАШИНИСТОВ КОМПРЕССОРОВ ПЕРЕДВИЖНЫХ С ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ ТОИ Р-66-37-95 Разработана АОЗТ
ЦНИИОМТП (В.Н. Пивовар, В.Ф. Новиков, Н.Д. Левинсон) при участии АК
"Электромонтаж" (В.Н. Мелкозеров, В.И.
Кабанов, В.А. Бычков), РАО ЕЭС России (В.В. Подойма)
и других организаций, акционерных обществ, концернов, корпораций и объединений. Взамен ранее
действующих типовых инструкций, утвержденных союзными министерствами и
ведомствами. Типовая инструкция
разработана с учетом Основ законодательства Российской Федерации об охране
труда и действующих нормативных документов по охране труда. Предназначена для организаций строительства, предприятий промышленности
строительных материалов и жилищно - коммунального хозяйства. Подготовлена
к утверждению Главэкономикой Минстроя России (канд. техн. наук В.А. Алексеев, инж. В.К. Ягодин). Утверждена Постановлением Минстроя России от 13 марта 1995 г. N 18-22. Машинисты
компрессоров передвижных с электродвигателем (далее - машинисты) при
производстве работ согласно имеющейся квалификации обязаны выполнять требования
безопасности, изложенные в Типовой инструкции по охране труда для работников
строительства, промышленности строительных материалов и жилищно - коммунального
хозяйства, настоящей Типовой инструкции, разработанной с учетом строительных
норм и правил Российской Федерации, Правил устройства и безопасной эксплуатации
сосудов, работающих под давлением Госгортехнадзора России, а также требования инструкций заводов - изготовителей по эксплуатации компрессоров
передвижных с электродвигателем (далее - компрессоров). Требования
безопасности перед началом работы 1. Перед началом
работы машинист обязан: а) предъявить
руководителю удостоверение о проверке знаний безопасных приемов и методов
работ, а также о наличии II квалификационной группы по электробезопасности,
получить задание и пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых
работ; б) надеть
спецодежду, спецобувь и каску установленного образца,
приготовить другие средства индивидуальной защиты. 2. После получения
задания у руководителя машинист обязан: а) проверить
рабочее место и подходы к нему на соответствие требованиям безопасности и
убрать ненужные предметы. В зимнее время площадка, где расположен компрессор,
должна быть очищена от снега и льда, а при гололеде - посыпана песком; б) убедиться в
наличии и исправности щитков, ограждающих движущиеся части механизмов
компрессоров, проверить исправность всех его манометров и предохранительных
клапанов; в) проверить
наличие и уровень масла в редукторе и воздушных фильтрах компрессора, а также
наличие и исправность защитного заземления. 3. В случае
установки компрессора на новом месте после его передислокации машинист обязан: а) совместно с руководителем
работ убедиться в отсутствии опасных производственных факторов на месте
установки компрессора (от строящихся зданий, работающих машин и механизмов,
откосов, котлованов и траншей); б) поставить
компрессор на ровной горизонтальной площадке и закрепить его, установив
противооткатные башмаки, если машина на колесах; выровнять клиньями, если
машина на полозьях; в) установить
коммутирующую аппаратуру (рубильник) и размотать электрокабель.
Подсоединять компрессор к сети должен дежурный электромонтер. Запрещается
машинисту самостоятельно подключать компрессор к электросети и к очагу
заземления; г) при отсутствии
рядом сети заземления забить стержни инвентарного заземляющего устройства; д) проложить шланги
от компрессора к местам производства работ; е) проверить
работоспособность машины на холостом ходу. 4. Эксплуатация
компрессора не допускается при следующих нарушениях требований безопасности: а) неисправностях, указанных в инструкции завода - изготовителя
по эксплуатации компрессора, при которых не допускается его применение; б) несвоевременном проведении очередных испытаний (технического
освидетельствования) компрессора и ресивера; в) неисправности
манометров или предохранительных клапанов в пневмосистеме
компрессора. Манометры и предохранительные клапаны должны быть своевременно
испытаны и опломбированы; г) недостаточной
освещенности рабочего места и подходов к нему; д) отсутствии или неисправности защитного заземления корпуса
компрессора; е) неисправности
вентилей на раздаточной гребенке. Обнаруженные нарушения требований
безопасности и неисправности компрессора должны быть устранены собственными
силами, а при невозможности сделать это машинист обязан сообщить о них
руководителю работ и ответственному за содержание компрессора в исправном
состоянии. Требования
безопасности во время работы 5. Во время работы
компрессора машинист обязан: а) следить за
работой компрессора и показаниями приборов, контролировать исправность работы
всех его механизмов; б) следить за
давлением в пневмосистеме компрессора; в) не допускать в пневмосистеме компрессора давления, величина которого
превышает паспортные данные. 6. Машинисту
компрессора запрещается: а) запускать
двигатель компрессора при давлении в воздухосборнике выше атмосферного; б) присоединять
шланги непосредственно к магистрали или инструменту без вентилей на магистрали; в) допускать
переламывание шлангов, их запутывание и перекручивание, а также соприкосновение
с горячими и масляными поверхностями; г) направлять струю
сжатого воздуха на себя или на работающих; д) изменять резко
давление в пневмосистеме; е) обслуживать
машину, в том числе чистить, регулировать или смазывать отдельные ее части во
время работы компрессора; ж) производить
ремонт отдельных механизмов, воздуховодов или соединений шлангов; з) оставлять
рабочее место при включенном двигателе; и) подключать
компрессор и отсоединять его от сети. Подключать и
отключать электрокабель, а также защитное заземление
обязан дежурный электрослесарь. 7. Подключать или
отсоединять шланги к воздухосборнику, воздуховоду или пневмоинструменту
допускается только при закрытых вентилях на воздухосборнике. Подключать шланги
допускается только с применением соответствующих штуцеров и стяжных хомутов.
Открывать вентиль на воздухосборнике компрессора следует плавно, без рывков. 8. Ремонтировать
компрессор, а также чистить и смазывать его механизмы допускается только после
отключения силовой электролинии, остановки компрессора и спуска воздуха из
ресивера. На пусковом рубильнике при этом должна быть вывешена табличка
"Не включать - работают люди!". Требования
безопасности в аварийных ситуациях 9. При
возникновении неисправностей компрессора его работу следует остановить. Если
устранить неисправности собственными силами не представляется возможным, то
машинист обязан поставить в известность о случившемся руководителя работ и
ответственного за содержание компрессора в исправном состоянии. Пуск компрессора
после аварийной остановки допускается только по разрешению ответственного за
содержание компрессора в исправном состоянии. 10. При возгорании
горюче - смазочных или других материалов машинист обязан немедленно приступить
к тушению очагов загорания стационарным углекислотным огнетушителем и другими
подручными средствами. При невозможности выполнить это собственными силами
машинист обязан вызвать пожарную охрану в установленном порядке и сообщить
бригадиру и руководителю работ. Требования
безопасности по окончании работы 11. По окончании
работы машинист компрессора обязан: а) продуть ресивер,
отключить компрессор, закрыть раздаточные краны, выключить электродвигатель,
запереть пусковой рубильник на замок; б) очистить и
смазать трущиеся части механизмов, собрать шланги, очистить их от загрязнений и
уложить в отведенное для хранения место; в) сообщить
руководителю работ и ответственному за содержание компрессора в исправном
состоянии о всех неполадках, возникших во время
работы. | ||
|
| ||
|
|